Стратегия городского округа Самара до 2035 года

Департамент экономического
развития, инвестиций и торговли

Администрации городского округа Самара

Ключевые итоги реализации действующей Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года

-

В настоящее время Администрацией городского округа Самара совместно с Финансовым университетом активно осуществляется реализация первого этапа разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2036 года, который предполагает проведение комплексного анализа социально-экономического и пространственного развития г.о. Самара, оценку конкурентоспособности городского округа среди других городов Самарской области, Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.

Базовой частью такого анализа является оценка итогов реализации действующей Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года, утвержденной Решением Думы городского округа Самара от 26.09.2013 № 358 (с изменениями и дополнениями от 13.12.2022 года) (далее – действующая стратегия). Такого рода анализ, с одной стороны, позволяет оценить степень достижения поставленных стратегических целей и их релевантность, а с другой – эффективность механизмов и инструментов, применяемых органами местного самоуправления, для реализации мероприятий действующей стратегии.

За период реализации действующей стратегии г.о. Самара развивался как крупный экономически развитый мегаполис, научно-образовательный, транспортный, культурный, спортивный и туристический центр Российской Федерации. Эффективное взаимодействие разных уровней власти, бизнес-структур, общественных организаций и профессиональных сообществ, участвующих в реализации действующей стратегии, способствовало получению ключевых результатов к 2023 году, которые нашли отражение в основных целевых показателях достижения стратегических целей социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года по двум сценариям: консервативному и базовому (табл. 1).

Таблица 1 – Целевые показатели достижения стратегических целей социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года

Наименование целевого показателя достижения стратегической целиЕд. измеренияПлановое значение 2023 годФактическое значение 2023 годАбсолютное отклонение
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности B, C, D, E
Базовыймлрд руб.534,2542,2+8,0
Консервативный525,3+16,9
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств в действующих ценах
Базовыймлрд руб.436,7443,3+6,6
Консервативный429,7+13,6
Инвестиции в основной капитал
Базовыймлрд руб.90,9119,2+28,3
Консервативный88,9+30,3
Оборот розничной торговли
Базовыймлн руб.394,7419,1+24,4
Консервативный381,7+37,4
Среднемесячная начисленная заработная плата на 1-го занятого в экономике, рублей
Базовыйрублей57 89061 589+3 699
Консервативный55 510+6 079
Среднесписочная численность работников организаций (без учета СМСП)
Базовыйтыс. человек329,7327,8-1,9
Консервативный324,8+3,0
Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости
Базовыйтыс. человек4,02,5+1,5
Консервативный4,5+2,0

Практически все целевые показатели, установленные в действующей стратегии на 2023 год, достигнуты по наиболее высокому базовому варианту. Исключение составляет показатель среднесписочной численности работников организаций (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства), отклонение по выполнению которого составляет менее 1% и не является критически значимым. При этом наибольшее перевыполнение достигнуто по объему инвестиций в основной капитал (более 30%), уровень которых в 2023 г. на 7,1% превысил целевое значение, запланированное по базовому сценарию к 2025 г. Такие важные для экономического развития города индикаторы как оборот отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности B (добыча полезных ископаемых), C (обрабатывающие производства), D (обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха), E (водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений), а также в разрезе обрабатывающих производств также перевыполнены на 1,5% от базового варианта. Ускоренные темпы экономического развития г.о. Самара нашли отражение в соответствующей численности безработных, которая в 1,6 раза оказалась меньше запланированной, а также объеме оборота розничной торговли и среднем уровне заработной платы, превысившим базовый сценарий более чем на 6%.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что работа по реализации действующей стратегии позволила городскому округу развиваться преимущественно опережающими темпами по сравнению с запланированными по базовому сценарию, несмотря на различные вызовы и изменения внешней конъюнктуры геополитического и экономического характера. Такие итоги предопределяют целесообразность постановки в Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2036 года более амбициозных целей и показателей, для которых сформирован достаточный потенциал.

Оставить комментарий