В настоящее время Администрацией городского округа Самара совместно с Финансовым университетом активно осуществляется реализация первого этапа разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2036 года, который предполагает проведение комплексного анализа социально-экономического и пространственного развития г.о. Самара, оценку конкурентоспособности городского округа среди других городов Самарской области, Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.
Базовой частью такого анализа является оценка итогов реализации действующей Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года, утвержденной Решением Думы городского округа Самара от 26.09.2013 № 358 (с изменениями и дополнениями от 13.12.2022 года) (далее – действующая стратегия). Такого рода анализ, с одной стороны, позволяет оценить степень достижения поставленных стратегических целей и их релевантность, а с другой – эффективность механизмов и инструментов, применяемых органами местного самоуправления, для реализации мероприятий действующей стратегии.
За период реализации действующей стратегии г.о. Самара развивался как крупный экономически развитый мегаполис, научно-образовательный, транспортный, культурный, спортивный и туристический центр Российской Федерации. Эффективное взаимодействие разных уровней власти, бизнес-структур, общественных организаций и профессиональных сообществ, участвующих в реализации действующей стратегии, способствовало получению ключевых результатов к 2023 году, которые нашли отражение в основных целевых показателях достижения стратегических целей социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года по двум сценариям: консервативному и базовому (табл. 1).
Таблица 1 – Целевые показатели достижения стратегических целей социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года
Наименование целевого показателя достижения стратегической цели | Ед. измерения | Плановое значение 2023 год | Фактическое значение 2023 год | Абсолютное отклонение |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности B, C, D, E | ||||
Базовый | млрд руб. | 534,2 | 542,2 | +8,0 |
Консервативный | 525,3 | +16,9 | ||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств в действующих ценах | ||||
Базовый | млрд руб. | 436,7 | 443,3 | +6,6 |
Консервативный | 429,7 | +13,6 | ||
Инвестиции в основной капитал | ||||
Базовый | млрд руб. | 90,9 | 119,2 | +28,3 |
Консервативный | 88,9 | +30,3 | ||
Оборот розничной торговли | ||||
Базовый | млн руб. | 394,7 | 419,1 | +24,4 |
Консервативный | 381,7 | +37,4 | ||
Среднемесячная начисленная заработная плата на 1-го занятого в экономике, рублей | ||||
Базовый | рублей | 57 890 | 61 589 | +3 699 |
Консервативный | 55 510 | +6 079 | ||
Среднесписочная численность работников организаций (без учета СМСП) | ||||
Базовый | тыс. человек | 329,7 | 327,8 | -1,9 |
Консервативный | 324,8 | +3,0 | ||
Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости | ||||
Базовый | тыс. человек | 4,0 | 2,5 | +1,5 |
Консервативный | 4,5 | +2,0 |
Практически все целевые показатели, установленные в действующей стратегии на 2023 год, достигнуты по наиболее высокому базовому варианту. Исключение составляет показатель среднесписочной численности работников организаций (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства), отклонение по выполнению которого составляет менее 1% и не является критически значимым. При этом наибольшее перевыполнение достигнуто по объему инвестиций в основной капитал (более 30%), уровень которых в 2023 г. на 7,1% превысил целевое значение, запланированное по базовому сценарию к 2025 г. Такие важные для экономического развития города индикаторы как оборот отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности B (добыча полезных ископаемых), C (обрабатывающие производства), D (обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха), E (водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений), а также в разрезе обрабатывающих производств также перевыполнены на 1,5% от базового варианта. Ускоренные темпы экономического развития г.о. Самара нашли отражение в соответствующей численности безработных, которая в 1,6 раза оказалась меньше запланированной, а также объеме оборота розничной торговли и среднем уровне заработной платы, превысившим базовый сценарий более чем на 6%.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что работа по реализации действующей стратегии позволила городскому округу развиваться преимущественно опережающими темпами по сравнению с запланированными по базовому сценарию, несмотря на различные вызовы и изменения внешней конъюнктуры геополитического и экономического характера. Такие итоги предопределяют целесообразность постановки в Стратегии социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2036 года более амбициозных целей и показателей, для которых сформирован достаточный потенциал.